abazaabanpara.narod.ru |
||
Абазины принимали активное участие в политической жизни Северо-Западного Кавказа и Закавказья. То была гордая и героическая эпоха в истории абазинского народа! Но она же таила в себе смертельную опасность: силою осваивая новые земли, абазины упоенно и почти беспрерывно воевали и враждовали с соседями. Изнурительными и крайне пагубными были внутренние трения, сопернечество и междоусобицы среди разных колен абазин, разность политики и поведения обитателей высокогорий и равнин. Ослабевший, подорвавший свои силы в войнах и междоусобицах, народ испытал на себе произвол тех, кто спешил наверстать ранее упущенное. Став разменной монетой в политической борьбе разных княжеских группировок в Кабарде на фоне откровенного противоборства России и османско - крымских сил, абазины на протяжении XVIII - середины XIX вв. многократно принудительно переселялись. Порой, крымские ханы и кабардинские князья буквально разрывали на части селения, фамилии, семьи абазин: их не трогали человеческие драмы. * (В.Б. Виноградов "Средняя Кубань: земляки и соседи" стр. 18) К той далекой поре относятся правдивые сюжеты кабардинского фольклора, рассказывающие о "силе и многочислии" абазин; о том, что "частые взаимные сшибки и ссоры всегда оканчивались в пользу абазин". * (В.Б. Виноградов "Средняя Кубань: земляки и соседи" стр. 14) Историк Л.И. Лавров отмечает: "… старейшая из родословных, составленная в начале XVII в., утверждает, что прародителем кабардинских князей был прапрадед Комургана (он же Темрюк), современника и тестя Ивана Грозного - лицо, жившее не ранее XV в.. Звали его Иналом". По преданиям Инал прибыл в Кабарду с Черноморского побережья (Ш.Д.Инал-Ипа полагает, что из Абхазии) и в особенности он оказывал свои милости опским или абазинским князьям, Аше и Шаше, т.е., по замечанию Л.И.Лаврова и Ш.Д.Инал-Ипа, абхазским князьям Ачба и Чачба, из которых первый был (по утверждению Л.И.Лаврова) абазинского происхождения. Славный абазин Инал помог освободиться адыгам от генуэзской зависимости. И вот, что об этом говорится в одной легенде, которую народ сохранил в своей памяти. В более позднее время, когда на Кабарду напал шамхал дагестанский, кабардинцы становились "под защиту абазин и других племен". И как пишет Л.И. Лавров: "История абазинского народа до ХХ в. представляет собою повесть о непрерывном уменьшении некогда большого и сильного кавказского народа. Сокращаясь численно, абазины сыграли выдающуюся роль в формировании черкесских племен, так как значительная часть абазин влилась в состав черкесов". * (Л.И. Лавров "Абазины" В XIX в. граница между абазинами ("джикетами") и черкесами (адыгами) проходила около р. Сочи. В первой половине XVII в. (по Эвлия Челеби и Иоанну Луккскому) она проходила гораздо далее на северо-восток, а именно - около нынешнего Туапсе. В начале XVI в. Герберштейн писал, что абазинам принадлежало и низовье р. Кубань. Таким образом, - пишет Л.И. Лавров, - некогда значительный абазинский народ, который в течении, примерно, пяти последних веков, непрерывно уменьшался в числе. Это уменьшение происходило не столько за счет истребительных войн с соседями (хотя таковые, конечно, были), сколько за счет ассимиляции с черкесами, добрая половина которых должна быть признана потомками абазин. (Лавров стр. 10). Территориальным содержанием термина абаза в XIX в. на Черноморском побережье, по данным источников, было следующее: от р. Ингур до р. Бзыбь; от р. Бзыбь до р. Сочи; от Геленджикского залива до р. Ингур; от Гагры до Анапы. "Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкессией и Грузией"; * Абазы живут выше " Сванетов и Менгрельцев, на Западе от Кавказа, частию по берегам Черного моря, где находится много пристаней..., частию около истока р. Кубани". * от Сухума до Анапы. По свидетельству М. Медичи: " Абазы обитают от Сухума до Анапы." По утверждению Хавжоко Шаукат Муфти первоначальными обитателями Кавказа были абазы, которые затем были потеснены черкесами. Абазины и абхазы (абазы) играли заметную роль в политической жизни других стран. Египтом, например, на протяжении нескольких столетий, управляла знаменитая "черкесская" династия мамлюков, в основном они были выходцами из Западного Кавказа абазы и адыги. Одним из самых знаменитых мамлюкских правителей был Али-бей Абаза Булуткапан - "пленитель облаков", в 1769 г впервые объявивший Египет, независимым от султанской Турции. В апреле 1501г. под нажимом эмиров трон занял шестидесятилетний Кансав Гур Ибн Биберд. Он был куплен в свое время султаном Каитбаем и служил ему в качестве личного телохранителя и слуги. Когда Кансаву было уже за сорок, он поднялся до ранга эмира десятка, а затем, быстро продвигаясь, стал наместником Халеба, а еще позднее - эмиром сотни, управляющим двором султана и главным визирем. В 1773 году к власти в Египте пришел абхаз Мухаммед-бей Абу-з-Захаб. Из числа абазин и абхазов (абазов), попавших в страны Востока, вышло не мало известных полководцев, государственных деятелей. Вот лишь некоторые из них: Великие визири Турции - Мелек Ахмед-паша, Сиявуш-паша, Ебшир Мустафа-паша, Мехмет-Емин-паша, Бююк Сулейман-паша, Шахан Али-паша, Салих Хулуси-паша, Силахтар Сулейман-паша, Кюплюру дамалы Сиявуш, Коджа Хусрев-паша, заслуживший титул "Великий глава визирей". Полководцы турецкой армии - Абаза Мехмет-паша, Абаза Хасан-паша, Хусрев-паша, Мехмед Рауф-паша, Мухлис-паша, Махмед Джалеледин-паша, Ахмед-паша Абук (Абухба), Абди-паша, Гази Сейди Ахмед-паша - садз (джигет), известный своей отчаянной удалью и отвагой. Абазины как и некоторые другие народы пострадали во время Русско-Кавказской войны. В результате колонизаторской политики царизма во второй половине XIX в. в пределах Северо-Западного Кавказа осталась небольшая часть абазинского народа, преимущественно тапантинских подразделений, и перестали существовать горные аулы абазин. В предгорных районах возникли новые укрупненные абазинские аулы, рассеянные в пределах Кубанской области чересполосно с поселениями других народов - русских, карачаевцев, ногайцев, адыгов. Во второй половине XIX в. происходили процессы ассимиляции той части абазинского народа, которая была расселена по нескольку семей в различные инонациональные аулы - кабардинские, адыгейские и др. Таким образом, после войны, переселения в Турцию и расселения абазин по инонациональным аулам от некогда многочисленного и могучего народа, потомков великих ашуйцев и абазгов - абазинский народ насчитывал всего несколько тысяч человек. Общая численность абазин в начале прошлого века точному определению не поддается. "История абазинского народа до XX в. пишет Л. И. Лавров, представляет собой повесть о непрерывном уменьшении некогда большого и сильного кавказского народа". В 1861 году царь Александр II посетил Кавказ и встретился с горцами. При особе царя был переводчик полковник абазинкий князь Мамат-Гирей Лоов. Абазы всегда отличались своим мужеством, храбростью и отвагой. И в связи с этим, а также по некоторым другим причинам, царское правительство расселило абазин так, чтобы в случае надобности абазы не смогли быстро собраться, ведь от одного абазинского аула до другого всадник мог доехать лишь за несколько часов. Это было на руку не только царскому правительству, но другим соседним народам. С приходом советской власти на Кавказ положение абазин, практически, не изменилось. И в настоящее время абазинские аулы, в отличии от других национальных аулов, находятся в разных районах КЧР. Это сильно препятствует общему духовному и экономическому развитию абазинского народа. |
||