abazaabanpara.narod.ru |
||
В далеком средневековье между абазинами и древней Русью складывались мирные, добрососедские отношения, основанные на узах родства. Абазские княжны (царевны) были женами и матерями, великих русских (киевских) князей. Русский историк-энциклопедист, автор первой "Истории Российской", на основе живых наблюдений сообщал об "абаза", "от которых несколько королевских дочерей браны в замужество за великих князей, как то видимо о Мстиславе Великом, Изяславе II, Всеволоде III. Н.М. Карамзин в своем многотомнике "История государства Российского" об этом пишет следующее : "Брак Изяславов 1154 г.. Невестою его была Княжна Абазинская, без сомнения христианка: ибо в отечестве ее и в соседних землях Кавказских находились издавна храмы истинного Бога, коих следы и развалины доныне там видимы. Мстислав, отправленный отцем, встретил сию Княжну у порогов Днепровских и с великою честию привез в Киев". Д. Чачхалия считает, что есть основание видеть в этом браке политический акт, связанный с Тмутараканью, которая находилась в непосредственном соседстве с абазгами, и интересами русов на Азове и Черном море. Дело в том, что по сообщению арабского историка и путешественника XII в. Ал-Идриси, который писал, что Тмутаркань "очень древний город; имя его основателя неизвестно... его князья известны под именем Олу Абас (Абазы), прославленные своей силой ... наводили страх среди своих соседей". Вероятнее всего, эти брачные союзы нужны были киевскому княжеству, во многом, еще и потому, что другая абазинская (абазгская) княжна была женой византийского императора Иоанна II (правившего с 1118 по 1143 гг.) и матерью византийского императора Мануили (правившего Византией с 1143 по 1180 гг.) (о чем более подробно будет сказано чуть ниже). А в то время Византия была крупнейшим государством того времени, диктовавшая свои законы. Как раз в 1154 году, по утверждению Д. Чачхалия, который ссылается на того же Ал-Идриса, в Матрахе правила династия абазских князей Алоу-Абаза (скорее всего, здесь под фамилией Алоу-Абаза подразумеваются абазинские (абазгские//абазские) князья Лоовы. В средние века Абазгия своими западными границами выходила к Кубани. В таком случае она, естественно, не могла не иметь культурных, политических и торговых связей, в первую очередь с Тмутараканским княжеством, а через него и со всей остальной Киевской Русью. Древнерусские летописи нередко упоминают обезов-абазин и среди народов, с которыми воюют киевские князья Русский писатель - историк Карамзин Н.М. в своем многотомнике "История государства Российского" также упоминает об "обезах": "... Изгнавшю Володимеру Мономаху Отрока в Обезы (Абазу) за железные врата (Дербент), Сърчановижь оставшю у Дона рыбою оживши...". (Карамзин стр. 538 т III, гл. III). А что такое "железные врата"? Этим термином, на разных языках в разное время именовались разные проходы или перевалы из Северного Кавказа в Закавказье, и нет оснований приурочивать это название к какому-нибудь населенному пункту Кавказа, - пишет Л.И. Лавров. Бегство Отрока через железные врата к обезам это бегство не в Абхазию, так как для того, чтобы укрыться от Мономаха, вряд ли нужно было бежать в далекую и труднодоступную Абхазию. Для этого достаточно было бежать в земли абазин, которые тогда обитали и в близ Тамани и Крыма, в непосредственной близости от половецких степей. (Лавров Л.И. " "Обезы" русских летописей" стр. . 11) Далее Карамзин Н.М. упоминает о некоем Священнике Иоанне и пишет следующее: "... Другие искали сего романического Царя-Пресвитера в Абиссинии. Между бумагами полученными мною из Кенигсберского архива, находятся два письма Великого Магистра Немецкого, Конрада фон Юнгингена, от 20 Генваря 1407 года к королям Армении и Абассийскому или Священнику Иоанну (Regi Abassiae sive Presbitero Iohanni). Здесь Abassia означает не Абиссинию, но Кавказскую Абазу или Авхазию...". *(Карамзин Н.М. "история государства Российского Т II. гл. XII c.332. И ТIII. гл. VII. c 615) "Обезов" мы встречам также в древне - русской повести "Сказание о Вавилон - граде", в которой византийский император отправляет посольство в Вавилон из трех человек - грека, абазга и русского. Представители этих трех христианских стран должны были добыть ему знаки императорского достоинства. Арабский писатель Х века Ибн-Батрик так же писал об участии абазов в Вавилонском столкновении (столпотворение). Удаленность абазин от русских пределов препятствовала тогда установлению прочных связей с Московским государством. Связи эти сильно зависели от позиции Кабарды, располагавшейся между абазинами и ближайшими русскими укреплениями. В 1642 г. кабардинские князья Алегук и Ходождук Казыевы со своими подданными, опасаясь нападения царских войск, ушли "за Кубань реку под Абазы". В середине XVI в., когда границы Московского государства приблизились к Кавказу, Северо-Кавказские абазины вместе с адыгами обратились к Ивану Грозному за помощью против турецкой и крымско-татарской агрессии. В 1552 г. в Москву прибыли "черкесские государи князи Маащук-князь, да князь Иван Езбозлуков, да Танащук-князь бити челом, чтобы их государь пожаловал, вступился за них, и от крымского царя оборонил". В 1555 г. в Москву приезжал абазинский "Тутарык-князь, Езболуев княжий сын". В Москве он крестился и был наречен тоже Иваном. Е. Н. Кушева и Ч. Э. Карданов считают, что Иван Езболуков и Тутарык Езболуев были князьями абазинскими. Видимо, в те годы в Москве был крещен абазинский князь Казый сын Карданука, внук Дударука, получивший имя Василий и фамилию Черкасский. Оставшись служить на Руси, он в 1589 г. был произведен в бояре, а в 1590 г. женился на дочери боярина Ивана Мстиславского. Василий Черкасский участвовал в Ливонской войне, возглавлял полк русской армии во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в 1591 г., после этого, до 1599 г., находился во главе войск, охранявших южные подступы к Москве, был воеводой в Смоленске, а потом, в 1607г., - в Переяславле-Рязанском. В том же году был убит сторонниками Лжедмитрия II. В 1570 г. крымские войска под предводительством царевича Алды-Гирея вторглись в Закубанье и напали на "баазытцких черкесов", которых Е.П. Алексеева считает абазинами. На помощь к последним явились кабардинцы с князем Темрюком. В битве (возможно, на р. Афипсе) "баазытцкие черкесы" и кабардинцы потерпели большое поражение. Сам Темрюк был ранен, а двое его сыновей попали в плен. В результате победы крымцев наступило временное ослабление абазино-русских связей и усиление турецко-татарского политического влияния на Северо-Западном Кавказе. К рубежу XVI-XVII вв. относится известие о набеге кабардинцев на абазин. Но в XVI-XVII вв. в кабардино-абазинских отношениях преобладали мирные связи. Например, брат русского боярина Василия Черкасского "абазинский Алкаш-князь Кардануков" сопровождал кабардинского князя Казыя Шепшукова во время поездки в русскую крепость Терки в 1614 г., чтобы просить военную помощь против "его Казыева недругов". В 1616 г. абазины вместе с адыгейцами, кабардинцами и ногайцами принимали участие в походе крымского хана через Северный Кавказ против Ирана. Несколько позже между Абазией и Русью начали складываться еще более тесные политические и экономические отношения. В дипломатических документах 1600 г. в числе "вновь прибылых" к России "государств" названы "Черкесская земля и Абазы". В 1643 г. в Терки приехали от темиргоеевцев Безрука Канмурзин и от абазин - Мурза Отлепшукин Левов (Лоов). Абазины приезжали в Терки и позже, когда шли переговоры о принесении присяги Казиевой Кабарды. В переговорах участвовали абазинские мурзы: Хачака-мурза, Янтемир-мурзин, Саралан-мурза Левов, Кази-мурза Доруков, Консух-мурза Байбердиев, Алкас-мурза Бегишев и Джаныш-мурза Бабуков. Они представляли абазин-тапантовцев: джантемир, лоо, дударуков, беберды, бабуковцев. Немного позже, во время правления российской императрицы Екатерины II между Турцией и Россией шла борьба за лидерство в таких важных стратегических регионах как Крым и Кавказ. И здесь, естественно, опять затрагивались интересы абазского народа. Вот некоторые выдержки из документов, которые имеют отношения к тем событиям: 1778 г. не позже сентября 8-го. -Действия турецкой эскадры с Суджук-Кале ИЗВЕСТИЯ ИЗ КОНСТАНТИНОПОЛЯ "... Капитан-паша по прибытии в Суджук разослал по тамошним городам своих чаушей, чтоб они склонились служить Порте, но оные отвечали, что они получая от России жалованье, на такое Порты предложение склониться не могут. Капитан-паша в одну из абазинских деревень послал 40 албанцев и приказал оную разорить, дабы тем их испужать, но абазины, встретя, убили 7 человек албанцев, а прочие возвратились без успеха. Турки, кроме Суджука, у абазин никакого пристанища не имеют, и абазины начали похищать из них от лагеря отлучающихся...". (подчеркнуто мной - Б.Д.) (Сборник документов "Черкессы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II 1763-1774 гг.", том II. Нальчик, издательский центр Эль-Фа, 1998 г., стр. 318) 1779 г. июня 28-го. - Предложения в связи с претензиями Турции на подданство ей абазинцев. ШИФРОВАННОЕ ПИСЬМО А. СТАХИЕВА ГРАФУ ПАНИНУ 28 июня 1779 г. Пера "Из следующей при сем моей рабской реляции под № * ваше высокопревосходительство милостиво усмотреть соизволите, на каком основании рейс-эфендий утверждает право Порты присвоить себе не только Суджукскую крепость, но и весь абазинский народ, да и французский посол, имев вчера с ним свидание, со своей стороны оное право подкрепляет. В таких обстоятельствах, по моему скудоумному понятию, для избежания новых с Портою распрей и замешательств не остается другого лучшего способа, как собственное реченного абазинского народа письменною декларациею отречение от турецкого подданства и приступление к татарской вольности и независимости. Я же в ожидании целомудренных по тому наставлений не премину по рабски моей должности как абазинцев так и черкесов включать в число кубанских татар и на том утверждать право их вольности и независимости...". (подчеркнуто мной - Б.Д.)* (Сборник документов: "Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II 1763-1774 гг.", том II. Нальчик, издательский центр Эль-Фа. стр. 360, 361). 1779 г. августа 6-го. - Турецко-крым-ские противоречия по вопросу подданства абазин и принадлежности крепостей по Черноморскому побережью Кавказа. ПИСЬМО А. СТАХИЕВА А. КОНСТАНТИНОВУ 6 августа 1779 г. Пера "Почтенное вашего высокоблагородия письмо из Кефы от 11-го числа прошлого июня, с прапорщиком Иваном Петровым отправленное, я имел честь исправно получить со всеми его приложениями того ж июня, 25-го дня, и не оставил на завтра того рейс-эфендию сделать возражение противу всех присланного от Порты в Суджук салахора Сулейман-аги затей и поступков, служащих к потрясению покоя и тишины у татар , а у абазинцев - к возмущению. Оный министр, напротив того, толковал, что абазинцы издревле постоянно подвластны были Порте Оттоманской и управлялись своими собственными владельцами, беспосредственно от Порты определяемыми, следовательно, и нет никакого повода их к татарам причислять. А что касается до Суджука, оный город собственным турецким иждивением построен на абазинской земле и не бывал никогда в татарских руках, да и в мирном трактате только один Таман им уступлен. (подчеркнуто мной - Б.Д.) Я все то опровергал нераздельностию абазинцев с кубанскими татарами по своему местоположению, но рейс-эфенди, не уважая ничего, наконец объявил, что Порта ни под каким видом от своего права на оный город не отступит. * (Сборник документов: "Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II 1763-1774 гг.", том II. Нальчик, издательский центр Эль-Фа. стр. 373) 1779 г. апреля 2. - РАПОРТ А. В. СУВОРОВА П. А. РУМЯНЦЕВУ О ПОЛОЖЕНИИ НА КУБАНИ И ОБ ОТНОШЕНИИ К ДЕЙСТВИЯМ БАТЫРЬ-ГИРЕЯ № 42 "... По рапорту господина полковника и кавалера Гамбома господину генерал-майору и кавалеру Райзеру от 7-го февраля приметил я командующему на Кубане термин плутовства Батырь-Гирея, яко неприличной в обращениях с султанами сими; 6 февраля абазинцы в той его дистанции перебегали на правой бок Кубани до тысячи человек, что то неправда и впредь бы вернее примерное исчисление было; власти над вольными абазинцами, как по тамошнему черкесскому поколенью обширной, ничьей издревле нет, а некоторой прежней Батырь-Гиреев над ними отвес против исхода прошлого [1]778 года весьма ослаб. Владение Батырь-Гиреево за Кубанью состоит в одной значущейся на карте его деревне...". * (А.В. Суворов, Документы. Т. II., под редакцией полковника Г.П. Мещерякова. Военное издательство военного министерства Союза ССР. Москва - 1951 г., стр 195, 196) В. Перевод выписки из конференции, держанной между посланником Стахиевым и турецким уполномоченным Абдул-Рез ак-эфендием 2 сентября 1777г. "Абдул-Резак-эфенди. Если татары пользуются полною независимостью, то для чего им чрез вас говорить, а вам вступаться в их дела и предъявлять их притязания, как будто б вы были их стряпчий или защитник? Если татары хотят с нами о своих делах рассуждать, то могут говорить сами, яко независимые. Шагин-Гирей противу трактата не токмо определяет начальников в Томбасарах (Дубоссары), но и по ту сторону Днестра; а вы вступаетесь за то, как бы за собственное дело, и теперь начинаете вызываться о Суджуке и Сухуме - местах, Порте принадлежащих. Ежели же вам от нас что предъявляется, вы отзываетесь неведением и неимением на то полномочия, а в делах татарских, противных трактату, как вышеозначенные, принимая участие, говорите за татар и требуете совсем противного трактату. Мы имеем в руках Шагин-Гиреево письмо, изъявляющее нам требование, которое он делает на земли, лежащие по ею сторону Днестра. Какую имеют связь Кубань и татары с Суджуком и Сухумом, кои от них удалены в 500 миль? Нет никакого посредственника для внимания наших доводов, а когда говорим о трактате, то ни малейшего примечания не делают нашему разговору. Начнем толковать статьи оного. Посланник. Я никак не удаляюсь от соблюдения и истолкования трактата, но то весьма странно, что на меня вскидывают то, что не в моей власти состоит. Данная мне полная мочь воспоследовала прежде всех сих происшествий и относится только до изъяснения и распоряжения духовной связи на будущие времена; войска [?!], вступя после того, я не преминул учинить мое представление о всем том, что Порта мне по сему случаю сказывала, а мой двор весьма правосуден, чтобы отважился требовать чего-либо в противность трактату. Томбасарское дело, будучи довольно изъяснено в трактате, нельзя оставить его в молчании; что же касается до других татарских требований, я не имею никакого по тому от своего двора повеления. Депутаты их будучи здесь, Порта может о том с ними переговорить; а что до Суджука и Сухума, правда, что трактат не в точных словах об оных отзывается, однако упомянуто, что все места, крепости и города, принадлежавшие издревле татарам, должны быть им возвращены. Итак, когда абазинцы уже поддались Шагин-Гирею, и все оные места, будучи под их управлением, натурально следует, что и реченные места должны им принадлежать. Порта о том может с ними изъясниться; а что до меня, то, кроме народного слуха, не имею никакого другого о том понятия, ниже какое-либо повеление от своего двора. Знаю только, что сами татары говорят, что земля, начиная от Тамани до Дербента, им принадлежит, тем наипаче Суджук, который граничит с Кубанью. Абдул-Резак-эфенди. Абазинцы не поддались Шагин-Гиретю; а татары не могут их покорить без вспомоществования российских войск. Дело другое, если вы все сие просто полагаете, а если для учинения требования, то истолкуйте нам оное, ибо такое требование противно трактату. Посланник. Не я делаю оное требование, но татары, депутаты коих утверждают, что Суджук и Сухум им принадлежит ( ??? - Б.Д.). Абдул-Резак-эфенди. Мы знаем, что абазинцы не поддались Шагин-Гирею, а татары хотя бы и требовали всю землю от Тамани до Демир-Капу, т. е. Дербента, должно всегда исключать Сухум и Суджук, которые лежат в Азии и совсем отделены от принадлежащих татарам мест. Посланник. Суджук находится в абазинских землях, далеко от Азии. Абдул-Резак-эфенди. Абазинцы находятся под управлением Блистательной Порты . Посланник. Порта не должна в том жаловаться ни на меня, ни на мой двор, который себе не мог вообразить, что Порта нашла отговорки единственно для продолжения споров, а тем менее мог бы он мне дать свои потому повеления. Касательно же Томбасара, довольно ясно сказано в трактате, что оный должен принадлежать татарам, а что до Суд-жука и Сухума, то сколь скоро обе Империи начнут объяснять дела, могут и оное привести в порядок. Абдул-Резак-эфенди. На каком основании можно татарам
присваивать себе реченные крепости? Российский двор никогда прежде сего
вопроса о том не поднимал, но жаловался только относительно Тамана.
Посланник. Я иного не желаю, как быть инструментом к укреплению дружбы между обеими Империями и стараться установить все таким образом,, чтобы ничего не оставалось затруднительного...". (подчеркнуто мной - Б.Д.) * (Сборник документов: "Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II 1763-1774 гг.", том II. Нальчик, издательский центр Эль-Фа. стр. 374-377) 1780 г. марта 9-го. - О невозможности склонить Турцию на уступку Крыму крепости Суджук с прибрежными абазинскими селениями, в то время как можно попытаться склонить ее на признание за Крымом черкесов и жителей других "надгорных мест" ПИСЬМО А. СТАХИЕВА А.КОНСТАНТИНОВУ 9 марта 1780 г. Пера "... О чем донесши третьего дня всевысочайшему нашему двору, за долг себе ставлю и вас чрез сие предварительно уведомить с таким примечанием,что по всем моим приметам не представляется никакой возможности без новых хлопот и остуды Порту склонить на уступку ему Суджука с набережными абазинскими селениями. А напротив того, не чаю, чтоб отказалась она от расположения точных границ в той стороне, причем предъявляется возможность с нею изъясниться и о черкесских селениях и других надгорных местах, о чем в визирском письме ничего не упоминается...". (подчеркнуто мной - Б.Д.) * (Сборник документов: "Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II 1763-1774 гг.", том II. Нальчик, издательский центр Эль-Фа. стр. 423, 424) |
||