Абазины одни из первых народов Кавказа приняли
христианство, которое было занесено сюда еще в I веке. По церковному
приданию, святой апостол Андрей в 40-м году н.э. проповедовал христианское
вероучение среди горских народов: абазгов, алан и др. Вклад Абазгии
и Апсилии в сокровищницу мирового православного благочестия был заметным.
Абазгию не зря называли “землей христолюбивых абазгов”, а к именам Абазгских
царей прибавляли - “друг Христа”. За многие века христианского зодчества
Абазгия не просто приобрела строительный опыт, но и выработала свой
стиль, четко обозначившийся на фоне политической и религиозной самостоятельности
VIII – XI вв. Не случайно ряд церквей Северного Кавказа признается произведениями
абазгской архитектурной школы, а группа наиболее ранних храмов Киевской
Руси (в особенности Софийские соборы) обнаруживает черты схожести и
преемственности с опережающими ее по возрасту памятниками Абазгского
царства.
В это же время (вторая половина XI века), по свидетельству
летописей, абазгские живописцы расписывают в Киеве Успенский храм Печерского
монастыря. Сама же Абазгия к X веку уже была покрыта цветущими городами,
храмами, монастырями. Важным фактором для обретения Абазгской Церковью
автокефалии было то неопровержимое и всеми ранними документами подтвержденное
обстоятельство, что Церковь в Абазгии основана апостолами, Христианский
мир доподлинно знал, что Абазгская Церковь освящена кровью Симона Кананита.
Уже само нахождение в Абазгии могилы одного из 12 апостолов возвышало
Абазгскую Церковь и представляло ей достойное место в семье Православных
Церквей. 55г. н.э., т.е через 22 года после смерти Иисуса Христа, Святые
апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит просвещают Абазгию Словом
о Христе. “Они прошли через всю Абазгию и, когда достигли большого города
Себастополиса, они объявили Божье слово о вере и познании”, - говорится
в “Житие Андрея”. Многие из слушавших уверовали. Апостол Симон принимает
мученическую смерть. Мощи его предают земле в Никопсии (Новй Афон).
Могила Апостола становится местом почитания и паломничества. Здесь строится
храм во имя апостола Симона Кананита, отдавшего жизнь ради просвещения
Абазгии. Вклад абазгских царей Константина III и Георгия II в распространение
христианства на Северном Кавказе был высоко оценен в сохранившихся письмах
Константинопольского Патриарха Николая Мистика (925 г.). При постройке
и украшении церквей в Тмутарканском княжестве использовали кавказские
орнаментальные мотивы и даже приглашали кавказских иконописцев, в частности
обезов-абазин, писать иконы. В 1073 г. в росписи Киево-Печорской лавры
участвовали иконописцы греки и обезы, т.е абазины.
В 1083 г. Абазгские мастера участвуют в живописном оформлении
Успенского собора Печорского монастыря в Киеве, покрывают храмовый алтарь
мозаикой. Их приезд в Киев и пребывание в русской столице сопровождаются
многими чудесными знамениями. Абазгские мастера («обези») принимают
здесь монашество по велению самой Божьей Матери, в услужение которой
отдают себя, и навсегда остаются в Печорском монастыре. После смерти
иконописцы были похоронены в притворе ими же расписанного Успенского
храма. Упомянутые события происходили при игумене Киевско - Печорской
обители Никоне (1088), который в свое время был в изгнании и жил в Тмутаракани.
А поскольку Тмутаракань непосредственно примыкала к границам Абазгского
царства, то не исключено, что Никон был знаком с духовенством процветавшей
в ту пору Абазгской Церкви. В Тмутаракани игумен Никон построил монастырь.
Возможно, еще при строительстве он пользовался услугами мастеров соседней
Абазгии. Обезы-абазины расписывали храмы не только у русских, но и у
других народов. Обезами в русских летописях называли абазин. Надо заметить,
что группа храмов Северного Кавказа, состоящих из трех церквей Нижнего
Архыза и двух церквей распложенных в верховьях Кубани представляют интерес…
Так, северный храм Н. Архыза по своим типологическим качествам должен
быть сопоставлен с храмами Абхазии – такими, как церковь В Лахны, в
Новом Афоне, на реке Бзыбь в местечке Лоо и храмом в Мокви. Родство
этого храма с храмами Абхазии становится совершенно очевидным с первого
взгляда. У всей этой группы храмов подкупольное звено плана точный квадрат,
у северного храма Архыза так же квадрат. У всех храмов Абхазии имеется,
как восточный поперечный так и алтарный нефы. Совершенно те же типологические
черты характерны и для северного храма Архыза. Широкий западный поперечный
неф и обширный нартекс северного храма совершенно подобны нефу и нартексу
церкви в Лыхны и Н. Афоне. Своеобразные притворы южного, северного и
западного порталов храма Архыза аналогичны притворам в Лыхны, в Лоо
и на реке Бзыбь.