abazaabanpara.narod.ru
 

   Абазины одни из первых народов Кавказа приняли христианство, которое было занесено сюда еще в I веке. По церковному приданию, святой апостол Андрей в 40-м году н.э. проповедовал христианское вероучение среди горских народов: абазгов, алан и др. Вклад Абазгии и Апсилии в сокровищницу мирового православного благочестия был заметным. Абазгию не зря называли “землей христолюбивых абазгов”, а к именам Абазгских царей прибавляли - “друг Христа”. За многие века христианского зодчества Абазгия не просто приобрела строительный опыт, но и выработала свой стиль, четко обозначившийся на фоне политической и религиозной самостоятельности VIII – XI вв. Не случайно ряд церквей Северного Кавказа признается произведениями абазгской архитектурной школы, а группа наиболее ранних храмов Киевской Руси (в особенности Софийские соборы) обнаруживает черты схожести и преемственности с опережающими ее по возрасту памятниками Абазгского царства.
   В это же время (вторая половина XI века), по свидетельству летописей, абазгские живописцы расписывают в Киеве Успенский храм Печерского монастыря. Сама же Абазгия к X веку уже была покрыта цветущими городами, храмами, монастырями. Важным фактором для обретения Абазгской Церковью автокефалии было то неопровержимое и всеми ранними документами подтвержденное обстоятельство, что Церковь в Абазгии основана апостолами, Христианский мир доподлинно знал, что Абазгская Церковь освящена кровью Симона Кананита. Уже само нахождение в Абазгии могилы одного из 12 апостолов возвышало Абазгскую Церковь и представляло ей достойное место в семье Православных Церквей. 55г. н.э., т.е через 22 года после смерти Иисуса Христа, Святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит просвещают Абазгию Словом о Христе. “Они прошли через всю Абазгию и, когда достигли большого города Себастополиса, они объявили Божье слово о вере и познании”, - говорится в “Житие Андрея”. Многие из слушавших уверовали. Апостол Симон принимает мученическую смерть. Мощи его предают земле в Никопсии (Новй Афон). Могила Апостола становится местом почитания и паломничества. Здесь строится храм во имя апостола Симона Кананита, отдавшего жизнь ради просвещения Абазгии. Вклад абазгских царей Константина III и Георгия II в распространение христианства на Северном Кавказе был высоко оценен в сохранившихся письмах Константинопольского Патриарха Николая Мистика (925 г.). При постройке и украшении церквей в Тмутарканском княжестве использовали кавказские орнаментальные мотивы и даже приглашали кавказских иконописцев, в частности обезов-абазин, писать иконы. В 1073 г. в росписи Киево-Печорской лавры участвовали иконописцы греки и обезы, т.е абазины.
    В 1083 г. Абазгские мастера участвуют в живописном оформлении Успенского собора Печорского монастыря в Киеве, покрывают храмовый алтарь мозаикой. Их приезд в Киев и пребывание в русской столице сопровождаются многими чудесными знамениями. Абазгские мастера («обези») принимают здесь монашество по велению самой Божьей Матери, в услужение которой отдают себя, и навсегда остаются в Печорском монастыре. После смерти иконописцы были похоронены в притворе ими же расписанного Успенского храма. Упомянутые события происходили при игумене Киевско - Печорской обители Никоне (1088), который в свое время был в изгнании и жил в Тмутаракани. А поскольку Тмутаракань непосредственно примыкала к границам Абазгского царства, то не исключено, что Никон был знаком с духовенством процветавшей в ту пору Абазгской Церкви. В Тмутаракани игумен Никон построил монастырь. Возможно, еще при строительстве он пользовался услугами мастеров соседней Абазгии. Обезы-абазины расписывали храмы не только у русских, но и у других народов. Обезами в русских летописях называли абазин. Надо заметить, что группа храмов Северного Кавказа, состоящих из трех церквей Нижнего Архыза и двух церквей распложенных в верховьях Кубани представляют интерес… Так, северный храм Н. Архыза по своим типологическим качествам должен быть сопоставлен с храмами Абхазии – такими, как церковь В Лахны, в Новом Афоне, на реке Бзыбь в местечке Лоо и храмом в Мокви. Родство этого храма с храмами Абхазии становится совершенно очевидным с первого взгляда. У всей этой группы храмов подкупольное звено плана точный квадрат, у северного храма Архыза так же квадрат. У всех храмов Абхазии имеется, как восточный поперечный так и алтарный нефы. Совершенно те же типологические черты характерны и для северного храма Архыза. Широкий западный поперечный неф и обширный нартекс северного храма совершенно подобны нефу и нартексу церкви в Лыхны и Н. Афоне. Своеобразные притворы южного, северного и западного порталов храма Архыза аналогичны притворам в Лыхны, в Лоо и на реке Бзыбь.

 
   
На главную
Используются технологии uCoz