abazaabanpara.narod.ru
 
   Современные абазины, являются прямыми потомками могущественного, в свое время, племени абазгов. На это, в частности, указывает и самоназвание абазин - абаза (абазги).
Термин "абаза" по своему генезису уходит в глубокую древность. Это научно было обосновано еще в 40 годах нашего столетия. Например, один из исследователей абазинского языка А.Н. Генко по этому поводу писал следующее: " Термин абаза или абадзе очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, все племена абхазские (в самом широком смысле, включая сюда и убыхов), объединившиеся общностью языка и культуры ...".
    В VIII в. сложилось раннефеодальное государство - Абазгское царство, в современной истории известной как "Абхазское царство". Которое сыграло значительную роль в истории народов Закавказья.
    Что касается форм "абхази" ("ап'хази") и "апсил" ("апшил"), то они, как видно, грузинского образования. На это указывает, в частности, армянская форма данных этнических терминов -"апхазк" и "апшелк", - которая, несомненно, была воспринята через грузинскую среду. Таким образом, понятие Абхазия и абхазы - это грузинская форма этнонима Абазгия и абазги. "Когда ослабли греки, отложился от них эристав абазгов, по имени Леон, племянник (сын брата) эристава Леона, которому была дана наследственное владение Абазгия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя (и двоюродным братом византийского императора Льва Хазара (775-780), поскольку оба они были со стороны матерей внуками хазарского царя) и (воспользовавшись) силой их (хазар), отложился от греков, унаследовал владения Абазгии и Эгриси и принял на себя имя царя абазгов" - так описывает анонимный автор грузинского исторического сочинения XI в. "Летопись Картли" момент образования абазгского царства. До Леона II Абазгия была княжеским государством.
    Главным племенем, которое возглавляло Абазгское царство было племя абазгов. Такое преобладание абазги получили в силу того обстоятельства, что политически их владения оказались сильнее и развитие, чем владения других этнических образований на территории Черноморского побережья Кавказа - апсилов, мисимиян и др. Если абазги уже с VI в. пользовались политической самостоятельностью. Менее пострадала Абазгия и от кровопролитных ирано-византийских войн в VI в. кроме того, когда происходила упорная борьба за освобождение Абазгии от арабского владычества (первая половина VIII в.) то ведущую роль в ней сыграла именно Абазгия. Эта страна испытала господство арабов в меньшей степени, чем Апсилия и Мисиминия, на территории которых непосредственно размещались арабские гарнизоны в частности по Кодорскому ущелью. *(Анчабадзе "Очерк..." стр.49-50).
    Таким образом, в состав Абазгского владетельства, помимо собственно Абазгии, вошли: область Зехов и Санигия на севере, часть Апсилии (до р. Келасури и нагорные ее области), а также, по-видимому, и Мисиминия, поскольку Леон I владел крепостью Собгиси, которая, вероятнее всего, находилась у Марухского перевала, а бывший "мисимиянский путь" на Северный Кавказ (через Клуховский перевал) отныне стал именоваться "абхазским путем".
   
   В Абазгии, как и в Апсилии, существовала наследственная власть. Сохранился перечень этих лиц, называемый "Диван абазгских царей". Этот памятник был составлен на рубеже X-XI веков по инициативе первого царя объединенной Абазгии и Картлии Баграта III (975-1014). Он представляет собой список владетелей Абазгского княжества начиная с VII-VIII вв. и властителей Абазгского царства VIII-X вв., предшествовавших Баграту III.
    Поселение абазин на территории современной Карачаево-Черкессии имеют древние корни. Абазины переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, примерно, с VII - VIII вв. Очевидно, часть абазин двигалась по северным склонам Кавказского хребта. Но основная масса абазин переселялась через Белореченский, Санчарский, Марухский и Клухорский перевалы. К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Эти перевалы были известны предкам абазин и абхазов еще в древние времена как скотопрогонные маршруты. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется только на основе абхазо-абазинского языка. Федоров А.Я. пишет: "До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами". Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) "загон для лошадей Мусы"; Теберда (Тыпарта//атыпарта) "место откачевки; Хатипара (ХIатипара) "место прыжка Хата"; Маруха (Марахва) "солнечная вершина", "солнечный хребет" и др. * (Эльбурган стр. 19) ; Архыз (Архы, Арха) "приречная долина", "приречная равнина"; Клухор (КIлухор// Клыхура//кIылхара) "Тенистый узкий проход". * (С.Х. Ионова "Абазинская топонимия" стр. 63, 154)
   До недавнего времени, как отмечал Ц. Н. Бжания, использовались следующие скотопрогонные маршруты из Абхазии в верховья Лабы, Урупа, Зеленчука и Теберды: Мзымта-Кбаадс (Красная поляна) - верховья Большой Лабы; Бзыбь - Санчаро -Большая Лаба; Бзыбь - Псху - Большой Зеленчук; Бзыбь - Псху -Санчарский перевал - верховья рек Урупа и Загедана; Гума (в Абхазии) - реки Гумиста и Келасур - горный перевал- верховья Большого и Малого Зеленчука; Кодор - Лата - Клухор - Марух; Чхалта - Марух - реки Маруха и Аксаут; левый приток Латы Клухор - р. Теберда; р. Сакен - р. Учкулан. Одна из дорог по р. Сакен шла на пастбище Клухорского перевала. По Кодорскому ущелью проходил главный маршрут. Эта дорога издревле соединяла Абхазию с Северным Кавказом (Мисимийский, или Абхазский, путь, сейчас Военно - Сухумская дорога). * (Алексеева стр. 197)
   Массовое же движение абазин с побережья Черного моря на восток и северо-восток началось тогда же, когда и движение на восток адыгов на рубеже XIII - XIV вв. * (жур. Абаза стр. 7)
 
   
На главную
Используются технологии uCoz