abazaabanpara.narod.ru |
||
В начале 60-х г. XX века советский
ученый-филолог Г.Ф. Турчанинов, изучая памятник древнейшей письменности
Кавказа - Майкопскую надпись, вместе со своими коллегами, пришел к выводу
и доказал, что письмо это безоговорочно именуется ашуйским (древним абхазским
= абазинским = убыхским). После долгой и кропотливой исследовательской
работы Георгий Федорович Турчанинов написал книгу, в которой описываются
древние находки с надписями и их расшифровка, которую он назвал: "Открытие
и дешифровка древнейшей письменности Кавказа". В создании этого труда
ему во многом способствовали такие ученые как: И.И. Мещанинов, В.В. Струве,
М.М. Тронский, И.Н. Винников, австрийский профессор А. Ирку, ученый из
Франции археолог профессор М. Дюнан, и многие другие отечественные и зарубежные
ученые. В книге дешифруются надписи, устанавливающие существование на Кавказе доселе неизвестной, современной науке, цивилизации и созданного в ее недрах силлабического письма, принадлежащего предкам абазин, абхазов и убыхов, которые некогда называли себя ашуйцами (по-абазински - ашвуа), а страну свою Ашуей. В III тысячелетии до н.э. эта страна простиралась от Черного моря на юге до нынешнего Майкопа на севере и выходила за пределы рек Кубани на северо-западе и Фазиса (Риона) на юго-востоке. Публикуемые в книге памятники ашуйского (совр. абазино-абхазского (абаза)) языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. по IV-V вв. н.э. В начале II тысячелетия до н.э. ашуйское письмо было занесено в древнюю Финикию продававшимися туда ашуйскими рабами и утвердилось в ней как протобиблское (псевдоиероглифическое) письмо. Этим объясняется однообразие в письменностях Ашуи, т.е древней Абазии, и Библа - столицы Финикии. Ашуйское письмо в Библе явилось в дальнейшем основой к созданию собственного финикийского письма. В свою очередь финикийское письмо стало основой латинской письменности, а на латыни, как известно, основаны многие алфавиты мира. В III-II тыс. до н.э. на территории Кавказа процветала дольменная культура. Археолог Л.Н.Соловьев видел в носителях южнодольменной культуры далеких предков абазинского народа. Эту мысль развивает Я. А. Федоров. По его словам, дольмены - погребальные сооружения протоабхазов и протоабазин. В Карачаево-Черкессии дольменообразные гробницы известны на реках Теберде и Кяфаре. Следовательно, предки абазин проникали на Северный Кавказ, в частности в Теберду и Кяфар, уже в III-II тыс. до н.э., так как именно этим временем датируются дольмены и дольменовидные гробницы. Здесь интересно привести соображение археолога В. И. Марковина о том, что дольмены, известные на реках Теберде и Кяфар, могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через Клухорский перевал из Абхазии (Ашуи - Б.Д.). "Территория, занятая дольменовидными гробницами, - продолжает он, - близка землям абазин". Можно предположить, что дольмены и дольменовидные гробницы, которые располагались на территории Карачаево-Черкесии, могли быть оставлены протоабазинами. * (Жур. "Абаза" стр. 8) Занимаясь поисками и изучением дольменов Л.И. Лавров, путем личных наблюдений и анализа материалов других авторов заключил, что: эти памятники встречаются или встречались на территории от северной части Таманского полуострова до окрестностей Сухуми, а на Северном Кавказе до Пятигорья включительно (на той же территории найдены и курганы Майкопской культуры). Конструктивное сходство кавказских дольменов со средиземноморскими указывает на существование относительно широких связей Северо-Западного Кавказа с Восточным Средиземноморьем в эпохи неолита и бронзы, причем горцы Северо-Западного Кавказа совершали морские походы в Средиземное море. *(Лавров Этног. Кавк стр. 176) Археолог В.И. Марковин, также внес в науку интересную теорию о близости дольменов Западного Кавказа с пиренейским и средиземноморским. Он нарисовал картину постепенного расселения племен - носителей дольменной культуры с Пиренейского полуострова на Средиземноморское побережье Малой Азии и затем на Черноморское побережье Кавказа. |
||